Finlib.Ru - Все о бизнесе и финансах все о бизнесе и финансах

Конец – это начало!

Люди помнят то, что было сказано последним. В презентации многое зависит от того, как вы завершили свою презентацию. Поэтому в какой-то мере конец – это начало вашей презентации. Выступающие часто выкладывают все силы и энергию в начале презентации, зато теряют контакт с аудиторией к концу презентации.

Вот несколько советов, которые помогут зажечь искру в конце презентации:

Во-первых, фокусируйтесь на цели вашей презентации. Подталкиваете ли вы аудиторию к действию? Помогаете ли вы вашей аудитории понять? Пытаетесь ли вы изменить точку зрения аудитории по поводу какого-либо вопроса? Цель определит то, как вы завершили презентацию. Некоторые выступающие упускают это из внимания, заключительная часть их презентации не соответствует их целям, поэтому аудитория покидает зал, не зная с чего начать.

Если ваша цель – подтолкнуть аудиторию к действию, тогда в заключении вашей презентации вы должны ответить на вопрос «К чему я бы хотел подтолкнуть свою аудиторию?» Какие действия вы ожидаете от людей по окончании презентации? Заключение должно сообщать о действии, которое должно быть совершено. Например, если вы давали презентацию по сдаче крови и ваша цель – узнать точное время и место, где лучше всего провести сбор крови, в конце презентации вы можете спросить аудиторию: «Поднимите руки, если вы пойдете сдавать кровь в банк крови в следующий понедельник». Если же ваша цель просто развлечь аудиторию, то вы должны завершить презентацию чем-нибудь веселым или смешным.

Второй способ, чтобы улучшить заключительную часть презентации – это подвести итог. Вдобавок к этому, вам надо, чтобы аудитория запомнила основные моменты вашего сообщения. Вам нужно придумать фразу, которая свяжет ваше сообщение с итогами. То есть, вы выражаете какую-либо глубокую идею, которая заставляет вашу аудиторию задуматься об основной теме вашей речи. Эта фраза увеличит вероятность того, что аудитория запомнит то, что вы сказали.

В зависимости от темы вашей речи, вы должны подобрать соответствующую фразу. Например, если вы говорите о пользе подготовки и практики, вы можете воспользоваться фразой Билла Брэдли «Когда вы не практикуетесь, помните, что кто-то в это время практикуется… и когда вы встретите его, он победит!». Или если ваша презентация о развитии языковых навыков, вы можете завершить фразой Марка Твена «Разница между правильным и почти правильным словом это разница между молнией и светлячком». То есть, если вы закончите презентацию глубокой фразой, ваша аудитория покинет зал, зная с чего начать.

Третий способ улучшить концовку презентации – понять механику заключения. Заключение должно быть коротким. Не начинайте заключение, если вам нужно ещё 10 минут, чтобы рассказать материал. Не говорите «в заключение…» если вы еще не собираетесь завершать презентацию.

Рассказывайте заключение, не читая его. В конце презентации смотрите на аудиторию, не подглядывайте в свои конспекты, так как это отвлекает внимание от ваших слов. Заключение должно поднимать эмоциональный уровень вашей взаимосвязи с аудиторией.